Понятия «безопасный порт», «безопасный причал» в договорах перевозки, а также в российских законодательных актах подразумевают обязанность фрахтователя предоставить безопасный порт и/или безопасный причал. Являются ли эти термины взаимозаменяемыми, а эта обязанность фрахтователя – автоматической? Ответы однозначны до тех пор, пока зафрахтованное судно и/или груз не получит значительный ущерб и/или задержку на неопределенный срок, влекущие убытки и претензии. Хочется полагать, что данная статья поможет, в частности, при урегулировании убытков в КАСКО страховании судов, грузов, ответственности судовладельцев и фрахтователей при отнесении и распределении ответственности при повреждениях судов, грузов и портового имущества.
Гарантия безопасности
Мировая практика и следующее ей в этом случае Российское законодательство (ст. 126 и 127 Кодекса торгового мореплавания и ст. 56 Кодекса внутреннего водного транспорта) говорят о том, что обязанность фрахтователя предоставить безопасный порт и/или причал не является безусловной и должна быть прописана в договорах морской перевозки. Более того, обязанность фрахтователя предоставить безопасный порт не является выраженной гарантией предоставления безопасного причала, а обязанность фрахтователя предоставить безопасный причал не означает, что порт должен быть безопасным.
Зачастую в чартерах независимо от того, являются ли они тайм-чартерами или рейсовыми, или указывается конечный список поименованных портов захода, например Гамбург /Бремен, или указывается список возможных портов с привязкой к географии, например один из портов юго-восточного побережья Индии или порт Нигерии. В зависимости от этого указания в английской судебной практике различается и подход к определению наличия или отсутствия гарантии предоставления безопасного порта/ причала:
- если в договоре морской перевозки указан конечный список поименованных портов, то в этом случае не существует какой-либо выраженной или подразумеваемой гарантии об обязанности фрахтователя предоставить безопасный порт, если, конечно, такая обязанность не прописана непосредственно в чартере;
- если в чартере список портов указан с привязкой к географии, то в случае тайм-чартерного фрахтования существует гарантия, что такой порт должен быть безопасным. В случае же рейсового фрахтования такой автоматически подразумеваемой гарантии не существует. Условия наличия такой оговорки должны рассматриваться в каждом конкретном случае на основании совокупности статей чартера.
В наличии такой гарантии не последнюю роль играет фактор времени: на какой срок выдается или подразумевается выдача гарантии фрахтователем. В английском определении говорится о непосредственно связанном с рейсом (relevant) периоде времени. Исторически существу.т две версии оценки того, на какой период времени распространяется обязательство фрахтователя.
Консервативная версия. На фрахтователя возлагается строгая ответственность за все убытки, понесенные судовладельцем из-за небезопасного состояния порта вне зависимости от того, были ли они известны или должны были быть известны фрахтователю в момент номинации или нет. Такой подход обусловливается обычной выраженной гарантией тайм-чартера, что судно в чартере должно эксплуатироваться между безопасными портами. И подкрепляется разумной взаимной уверенностью в том, что в соответствии с чартером же судовладелец обязуется в течение оговоренного срока следовать указаниям фрахтователя в обмен на гарантию фрахтователя использовать судно только между безопасными портами.
Современная версия. Заключается в том, что обязательство фрахтователя в отношении безопасности порта ограничено. То есть фрахтователь обязан гарантировать безусловную безопасность в момент номинации и ожидаемую в момент захода судна в такой порт. Это означает, что фрахтователь не несет ответственность за «скрытые» от него знания – анормальные обстоятельства, которые были за пределами разумного ожидания в день номинации судна. Фактором, который послужил основанием для изменения консервативной доктрины, стали события ирано-иракской войны, когда порты захода, бывшие безопасными в один момент, стали опасными в другой момент, и суда, находящие в них, были задержаны на значительный период времени.
Что такое безопасный порт
Классическое определение понятия «безопасный порт» было дано в Англии в деле «The Eastern City» в 1958 году и в оригинале звучало: «А port will not be safe unless, in the relevant period of time, the particular ship can reach it, use it and return from it without, in the absence of some abnormal occurrence, being exposed to danger which cannot be avoided by good navigation and seamanship».
To есть порт может считаться безопасным до тех пор, пока в период времени, непосредственно связанный с рейсом, определенное судно может достичь его, использовать его и выйти из него в отсутствии анормальных происшествий, без того, чтобы подвергнуться опасности, которую можно было бы избежать посредством хорошей морской практики.
В том же году в США также было дано определение этого понятия: «А safe port is place where a chartered vessel may enter, load and discharge and leave without legal restraint and at which the vessel will encounter no perils greater than those of the sea. Whether a port is safe is a fact to be determined in each case having regard to the vessel concerned».
To есть безопасный порт – это место, куда зафрахтованное судно может войти, грузиться, выгружаться и покинуть его без законного ограничения, и в котором судно не встретит риски большие, чем в море. Факт того, действительно ли порт безопасен, определяется в каждом конкретном случае с учетом особенностей данного судна.
Несмотря на имеющиеся в описании различия, подход к определению почти одинаков -безопасность порта должна определяться тремя главными факторами:
- типом судна;
- планируемыми работами в порту;
- условиями, существующими в порту в данный период времени.
Если существует понятие «безопасный порт», то, соответственно, существуют и опасности, которые делают его опасным.
В первую очередь да и в основном это природный фактор (волнение, туманы, приливы/отливы и т.д.) и конструктивный фактор (глубины, маркировка фарватера и т.д.). Следует отметить, что не каждая такая опасность автоматически делает порт опасным. Например, если такое явление носит краткосрочный характер, то предполагается, что разумный капитан с разрешения фрахтователя должен переждать этот период до того момента, когда такая опасность исчезнет. Здесь, правда, возникает другая опасность для фрахтователя -срыв своих основных обязательств по чартеру – грузить и выгружать судно. Поэтому срок ожидания должен быть разумным. Существует понятие «коммерчески неоправданная задержка», которая должна определяться в каждом конкретном случае. Основной критерий оценки в этом случае – это ответ на вопрос: «Привела ли такая задержка к срыву общего морского предприятия или нет?»
В 1988 году в деле «Universal Monarch» были определены критерии, которым должен соответствовать порт по гарантии его безопасности:
- в порту должна существовать адекватная система получения прогнозов погоды и система оповещения судов;
- в порту должна быть адекватная возможность предоставления судам лоцманов и буксиров;
- в порту должно быть разумное пространство для маневра;
- такое пространство должно быть всегда в наличии.
В российском законодательстве определение безопасности порта отсутствует.
Безопасный причал
Если порт номинирован в чартере или должен быть номинирован, то подразумевается, что фрахтователь номинирует и причал в пределах указанного порта. Обычно чартер безоговорочно требует номинировать безопасный причал или безопасный порт. Если условие о предоставлении безопасного порта отсутствует, то, соответственно, отсутствует выраженная или подразумеваемая гарантия о предоставлении безопасного причала. Следует отметить отсутствие обратимости, т.е. если чартером гарантирован безопасный причал, то это абсолютно не означает, что сам порт должен быть безопасен, если такая гарантия не содержится в договоре перевозки как выраженная или как подразумеваемая.
Определение, является причал безопасным или нет, почти соответствует определениям безопасности порта: безопасный причал – это место, куда судно может подойти, грузиться и выгружаться и отойти в отсутствии анормальных происшествий, без того, чтобы подвергнуться опасности, которую можно было бы избежать посредством хорошей морской практики.
Факторы для определения опасности причала также совпадают с факторами для оценки опасности порта: природные, такие как, например, приливноотливные течения, и конструктивные, например оснащение причалов кранцевой защитой или общее техническое состояние причала.
Автор: В. Минаков
Источник: Морское страхование. – 2012. – № 2. – С. 52 – 54.